Новости отрасли

21
05.19
Технологии ГЛОНАСС помогут снизить экологический ущерб при строительстве дорог

Росавтодор планирует применять передовые космические технологии, чтобы снизить экологическую нагрузку на окружающую среду при строительстве и эксплуатации автодорог.

Как отмечается в докладе «Научно-исследовательского и производственного центра «Природа», имеющегося в распоряжении журнала «Вестник ГЛОНАСС», по заданию Федерального дорожного агентства разрабатывается отраслевой методический документ, который обосновывает использование методов цифрового картографирования, технологий глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) в интеграции с технологиями дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) для уменьшения негативного воздействия на окружающую среду при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог.

С помощью спутниковых данных, данных с беспилотных летательных аппаратов, цифровых карт планируется следить за характером изменения всех компонентов экосистемы: атмосферного воздуха, земельных ресурсов и почвенного покрова, вод и водных биоресурсов, растительности и животного мира, геологической среды.

Внедрение данного метода контроля, согласно документу, позволит: уменьшить негативное воздействие на окружающую среду при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог; повысить качество и надежность прогнозной оценки воздействия на компоненты окружающей среды; оптимизировать расходы на проведение мероприятий по защите окружающей природной среды .

С помощью данных, полученных от спутников и беспилотников, специалисты будут, в том числе, сравнивать ожидаемые экологические последствия от нескольких рассматриваемых вариантов строительства трасс. Существует также вариант отказа от строительства дорог при обосновании предполагаемого вреда природе.

Кроме того, космические данные будут помогать определять мероприятия, смягчающие или предотвращающие негативное воздействие.

Также в документе указывается, что для более эффективного управления объектами дорожного хозяйства необходимо создать единый информационный ресурс о производственном мониторинге и контроле за состоянием окружающей среды в районе строительства и эксплуатации автодороги. Данный ресурс должен содержать полную комплексную и объективную информацию на реальный момент времени и по требованию операторы должны предоставить полные непротиворечивые данные в органы управления дорожных хозяйств, общественности.

Специализированные ГИС на районы строительства и эксплуатации дорог предлагается рассматривать как компоненты цифровой геоинформационной платформы Росавтодора.

Применение современных автоматизированных средств мониторинга и специализированных ГИС позволит осуществлять:

  • оперативный контроль за состоянием дороги и её воздействием на компоненты природной среды;
  • своевременно обнаружить признаки ослабления или нарушения растительного покрова, проявление опасных геологических процессов и др .;
  • оперативно осуществлять мероприятия по защите компонентов природы ;
  • снизить расходы на применение пилотируемого авиамониторинга ;
  • уменьшить временной интервал труднодоступных территорий, в том числе с особым статусом.
19
03.19
В начале апреля у спутников GPS пройдет смена номера недели

Министерство национальной безопасности США опубликовало меморандум о смене номера недели WNRO (Week number rollout statement) на спутниках GPS. Событие должно произойти 6 апреля 2019 года.

Счетчики даты и времени на спутниках GPS могут отсчитывать максимум до 1024 недель, что составляет период около 19,7 лет. По истечении 1024 недель этот счетчик «сбрасывается» на ноль, и время GPS снова начинает отсчёт. Первое событие смены номера недели (первый «ролловер») произошла в августе 1999 года. Второй «ролловер» произойдет 6 апреля 2019 года.

После переключения на устройствах GPS будет отображаться неправильная дата и время. Это неверное время также будет использоваться для отметки времени в журналах треков, для вычисления времени восхода и захода солнца, а также для других функций, которые зависят от правильной даты и времени. Однако на точность позиционирования это не повлияет. Устройство будет продолжать обеспечивать те же характеристики позиционирования, что и до смены номера недели.

Несмотря на то, что проводимые тесты показывают, что подавляющее большинство устройств GPS без проблем справится с WNRO. Министерство национальной безопасности США призывает владельцев и операторов GPS аппаратуры подготовиться к этому событию. Особенно это касается операторов критически важной инфрастукруты. В частности, необходимо обновить прошивку навигационных устройств, при необходимости связаться с производителями аппаратуры.

Как пояснил журналу «Вестник ГЛОНАСС» ряд экспертов, проблема смены номера недели коснется всех двух системных приемников, а то, как она будет решена во многом зависит от производителя: были ли изначально заложены алгоритмы действия при WNRO или нет. На спутниках системы ГЛОНАСС также установлены счетчики даты и времени. Но российских спутников подобная проблема не касалась.

10
12.18
Обновление группировки на «Глонасс-К2» не повлечет обязательную замену пользовательских устройств

Обновление орбитальной группировки на космические аппараты нового поколения «Глонасс-К2» не потребует обязательную замену наземных приемников и пользовательской аппаратуры, такое мнение выразил журналу «Вестник ГЛОНАСС» независимый эксперт в сфере информационно-навигационных технологий Андрей Лысенко.

Ранее о том, что группировка спутников навигационной системы ГЛОНАСС к 2030 году будет полностью заменена на многофункциональные аппараты «Глонасс-К2», сообщал журналистам гендиректор АО «Информационные спутниковые системы» имени Решетнева Николай Тестоедов.

Как рассказал Андрей Лысенко, серийные аппараты «Глонасс-К2», как и прежде, будут передавать навигационные сигналы c частотным разделением каналов формата FDMA, изначально принятого в отечественной ГНСС. «Поэтому все существующие наземные приемники и пользовательские устройства смогут принимать его без каких-либо дополнительных изменений, при этом обеспечивая высококонкурентную точность определения местоположения», - сказал он.

Кроме того, спутники следующего поколения будут оснащены и передатчиками с кодовым разделением каналов стандарта CDMA, применяемого в GPS и Galileo. Такая комбинация, по мнению эксперта, позволит системе ГЛОНАСС быстро интегрироваться в глобальное навигационное пространство, значительно упрощая разработку и распространение коммерческого мультисистемного оборудования в России и мире.

«В этой связи отмечу крайнюю заинтересованность участников российского рынка в максимально эффективном использовании и коммерциализации новых возможностей национальной ГНСС. Их повышенное внимание отражается даже на составе госзаказчиков ФЦП ГЛОНАСС-2012/2020, постоянно растущем за счет включения многосредного транспорта, науки и технологий, промышленности и торговли и т.д», - подчеркнул Андрей Лысенко.

Он также посетовал, что долгосрочные перспективы развития системы ГЛОНАСС до сих пор никак не координируются в России с конечными потребителями навигационных услуг из различных отраслей народного хозяйства. А отечественные разработчики пользовательской аппаратуры и ПО, в свою очередь, не получают обратной связи, необходимой для оперативного вывода на внутренний рынок новых технологических продуктов собственного производства. «В результате к 2030 году они могут быть окончательно вытеснены предприимчивыми поставщиками импортных навигационных решений, созданных на основе реализованных преимуществ будущего созвездия ГЛОНАСС-К2», - подытожил эксперт.

Спутник «Глонасс-К2» будет передавать девять навигационных сигналов. Его масса составит около 1800 кг (вдвое больше, чем у «Глонасс-К1»). Первый запуск космического аппарата запланирован на середину 2019 года.

 
06
11.18
Навигационный космический аппарат «Глонасс-М» №757 на этапе ввода в состав ОГ

3 ноября, в 23 часа 17 минут по московскому времени с Государственного испытательного космодрома Плесецк в Архангельской области боевым расчетом Космических войск ВКС проведен пуск ракеты космического назначения среднего класса «Союз-2.1Б» с российским навигационным космическим аппаратом «Глонасс-М» №757, сообщает Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации.

Старт ракеты-носителя и выведение космического аппарата на расчетную орбиту прошли в штатном режиме. Через три минуты после старта ракета-носитель «Союз-2.1Б» была взята на сопровождение средствами наземного автоматизированного комплекса управления Главного испытательного космического центра имени Германа Титова.

В расчетное время космический аппарат «Глонасс-М» был выведен на целевую орбиту разгонным блоком «Фрегат» и принят на управление наземными средствами Космических войск ВКС. С космическим аппаратом установлена и поддерживается устойчивая телеметрическая связь. Бортовые системы космического аппарата «Глонасс-М» функционируют нормально.

В настоящее время орбитальная группировка ГЛОНАСС насчитывает 27 космических аппаратов.

22
10.18
Приморский край: Обязательная установка «ЭРА-ГЛОНАСС» получит исключения

Минпромторг России должен в течение двух недель проработать вопрос об отмене обязательной установки терминалов системы «ЭРА-ГЛОНАСС» на автомобили, ввозимые в Приморский край из-за рубежа.

Такое поручение дано ведомству по итогам выступления врио Губернатора Приморья Олега Кожемяко на совещании под руководством заместителя председателя Правительства РФ – полномочного представителя Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева в среду, 17 октября.

«Предлагаю внести изменения в техрегламент Таможенного союза и отменить необходимость установки системы «ЭРА-ГЛОНАСС» на праворульные автомобили. Люди должны иметь возможность устанавливать их по желанию», – заявил исполняющий обязанности Губернатора.

Представитель Президента дал Министерству промышленности и транспорта две недели на подготовку предложений.

В настоящее время, согласно техническому регламенту Таможенного союза, на все вновь выпускаемые, а также ввозимые в Россию из-за рубежа автомобили должна устанавливаться система «ЭРА-ГЛОНАСС». В Приморье нововведение повлекло рост стоимости иномарок, ввозимых преимущественно из Японии.

Государственная автоматизированная информационная система «ЭРА–ГЛОНАСС» обеспечивает оперативное получение информации о дорожно–транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, её обработку, хранение и передачу в экстренные оперативные службы, а также доступ к этой информации государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических лиц, физических лиц (пункт 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 395–ФЗ «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА–ГЛОНАСС»).

01
10.18
В России работают над созданием резервной системы навигации

Космические аппараты глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, созданные компанией «ИСС», будут задействованы для создания полной карты магнитного поля Земли на всей территории России.

В настоящее время, по данным специалистов московского Института прикладной геофизики имени Е.К. Фёдорова, современная цифровая карта магнитного поля Земли доступна только на 10-20% территории нашей страны, а последние съёмки проводились в 60-70-х годах прошлого века. Комплексная съёмка геофизических полей территории России, основанная на данных, получаемых с аппаратов системы ГЛОНАСС, позволит обеспечить более точную воздушную и морскую навигацию, а также, например, повысить эффективность геологоразведочных работ.

Совместная работа российских предприятий и научных институтов по созданию и формированию базы цифровых данных геофизических полей Земли позволит применять геоинформационные технологии во многих сферах, что будет способствовать усилению обороноспособности страны и реализации практических задач в интересах Министерства обороны. Полученные данные можно будет использовать и в качестве резервной системы навигации.

Внедрение геоинформационных технологий на базе ГЛОНАСС планируется и в гражданском секторе – в частности, в железнодорожную, автодорожную и авиационную отрасли, сферу нефтедобычи и обслуживания магистральных нефте- и газопроводов.

24
09.18
Навигационный космический аппарат «Глонасс-М» №754 вернулся в созвездие

По данным центра управления системой ГЛОНАСС КА «Глонасс-М» №754 (18 рабочая точка) после проведённого технического обслуживания введён в состав орбитальной группировки КНС ГЛОНАСС 21.9.2018 и используется по целевому назначению.

Глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС предназначена для определения местоположения, скорости движения, а также точного времени морских, воздушных, сухопутных и других видов потребителей. Основу системы ГЛОНАСС составляют 24 космических аппарата на средней круговой орбите высотой 19100 км. Они расположены в 3 орбитальных плоскостях – по 8 спутников в каждой.

17
09.18
В России собираются законодательно разрешить использовать геолокацию граждан

В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы внесён проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроект подготовили Члены Совета Федерации В.И.Матвиенко, Л.Н.Бокова, И.А.Гехт, А.А.Клишас, А.А.Турчак; Депутат Государственной Думы Т.В.Касаева.

В пояснительной записке отмечается, что законопроект подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В.Путина № Пр-1650 от 23 августа 2017 года, которым предусмотрена подготовка предложений о мерах по обеспечению оперативного поиска пропавших людей путем определения местоположения принадлежащих им мобильных устройств на основе геолокационных данных.

В этих целях предлагается дополнить новым абзацем статью 8 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в соответствии с которым получение указанных сведений будет осуществляться без судебного решения на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, по основанию, указанному в пункте 4 части 2 статьи 7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

В абзаце четвертом пункта 1 статьи 53 Закона «О связи» (в редакции законопроекта) предлагается закрепить, что согласие абонента на передачу третьим лицам сведений о себе может выражаться, в частности, посредством совершения действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (по аналогии с пунктом 5 статьи 44 Закона «О связи», в котором установлены правила оказания контентных услуг), а также федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме». Требования к форме и порядку предоставления такого согласия будут устанавливаться Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

20
08.18
Минтранс: Правила по перевозке опасных грузов получат новые исключения

Министерство транспорта Российской Федерации, в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2018 г. № АД-П9-1959, подготовило проект «О внесении изменения в пункт 1 Правил оснащения транспортных средств категории М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS».

В настоящее время производится окончательная редакция текста проекта нормативного правового акта.

Абзац второй пункта 1 Правил оснащения транспортных средств категории М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. № 153 «Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категории М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 8, ст. 1223), изложить в следующей редакции:

«Требования, предусмотренные настоящими Правилами, не применяются в отношении транспортных средств, используемых для обеспечения органов, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, органов внутренних дел, транспортных средств, используемых физическими лицами для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также транспортных средств, зарегистрированных на подведомственные Управлению делами Президента Российской Федерации организации и используемых для обеспечения визитов глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, руководителей международных организаций, парламентских делегаций, правительственных делегаций, делегаций иностранных государств, транспортных средств, используемых для обеспечения деятельности объектов государственной охраны, в том числе обеспечения выездных мероприятий, проводимых Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и палатами Федерального Собрания Российской Федерации.».

13
08.18
Основными показателями эффективности системы «ЭРА-ГЛОНАСС» являются доступность и количество обработанных вызовов

На вопросы журнала «Вестник ГЛОНАСС» по эффективности российской системы экстренного реагирования при авариях отвечает пресс-служба оператора государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» (АО «ГЛОНАСС»).

ВГ: Располагает ли оператор системы «ЭРА-ГЛОНАСС» статистикой выживших при авариях за последние три года?

АО «ГЛОНАСС»: Сведениями о показателях состояния безопасности дорожного движения, в том числе, статистикой выживших при авариях, располагает ГИБДД

ВГ: Рассчитывает ли оператор системы «ЭРА-ГЛОНАСС» эффективность применения ГАИС?

АО «ГЛОНАСС»: Наши показатели эффективности – это время передачи информации о происшествии в экстренные службы, надежность Системы, её доступность и количество обработанных вызовов.

Проект «ЭРА-ГЛОНАСС» направлен на снижение тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий и иных происшествий на автомобильных дорогах за счет сокращения времени передачи информации в экстренные оперативные службы. У парамедиков есть термин «золотой час» — это тот промежуток времени, за который врачи могут спасти тяжело травмированного человека, оказать ему наиболее эффективную помощь. «ЭРА-ГЛОНАСС» помогает экстренным службам укладываться в этот «золотой час»: спасатели получают информацию о ДТП даже если человек в машине находится без сознания и им не приходится тратить время на поиски пострадавших – «ЭРА-ГЛОНАСС» позволяет сразу видеть координаты происшествия.

Время передачи информации о ДТП из Системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в Систему-112 в автоматическом режиме сейчас составляет всего 19 секунд. В тех регионах РФ, где Система-112 еще не введена в эксплуатацию, время передачи информации в экстренные службы не превышает 5 минут.

Система «ЭРА-ГЛОНАСС» имеет уникальную инфраструктуру.

 

  1. Она построена по принципу виртуального оператора, а это означает не только максимальную зону охвата, но и повышенную надежность: если по каким-либо причинам сотовая сеть одного из операторов в нашей стране не доступна в точке ДТП, терминал передаст информацию о случившемся через сеть другого оператора.

  2. Система «ЭРА-ГЛОНАСС» имеет резервный канал передачи данных – SMS. При плохих условиях связи, когда голосовой вызов невозможен, информация о ДТП будет отправлена через сообщение.

  3. Система «ЭРА-ГЛОНАСС» построена с высочайшим «коэффициентом готовности» 99,997. Все оборудование, каналы, сервисное программное обеспечение продублировано, а на самых ответственных участках имеет четырехкратное резервирование.

 

Сейчас по стране ездят уже более 2,3 млн. транспортных средств, подключенных к Системе «ЭРА-ГЛОНАСС», и эта цифра постоянно растет – каждый день в Системе регистрируется в среднем 4300 автомобилей. При полном оснащении российского автомобильного парка Система позволит сохранять жизни более 4000 человек ежегодно.

Система «ЭРА-ГЛОНАСС» функционирует в полном объеме на всей территории России в режиме 24/7. В период с 1 января 2015 года «ЭРА-ГЛОНАСС» приняла и обработала более 1 350 000 экстренных вызовов, из них 15 855 вызовов потребовали реагирования экстренных оперативных служб, причем 8 435 вызовов поступили в автоматическом режиме, без участия водителя – в результате ДТП с сильными повреждениями автомобиля (по состоянию на 09.00 мск, 10.08.18). Всем пострадавшим была оказана помощь.

Страницы