Красноярский рынок мониторинга транспорта: современное состояние, успехи, перспективы. (Часть 1)

В известной пословице про цыплят, которых по осени считают, осень не зря выбрана порой подведения итогов. Осенью практически любая компания, работающая на несезонном рынке, может смело подводить итоги работы в первом полугодии. Вот и мы, как одна из ведущих компаний Красноярского края в области системной интеграции и спутникового мониторинга, предлагаем Вашему вниманию краткий обзор того, каков сейчас рынок услуг мониторинга подвижных объектов, куда он движется и к чему стремятся его основные игроки. Маленькая ремарка - в этой статье не будут фигурировать названия других компаний, а также данные об объемах подключений и другие составляющие коммерческой тайны.

Итак, первое, что необходимо отметить - рынок услуг мониторинга находится на стадии "почти полного наполнения". Компании с крупными автопарками городского, регионального и федерального уровней уже давно знакомы с услугой спутникового мониторинга, и - мы более чем уверены - еженедельно получают предложения со стороны компаний-"мониторщиков". "Наполнение" рынка заключается в том, что все больше и больше компаний выбирают для себя возможность точно и объективно, а главное - непредвзято оценивать пробеги и потребление топлива в своих автопарках. Общая тенденция первой половины 2013 года, на наш взгляд - растет спрос на услуги мониторинга со стороны субъектов малого бизнеса, с небольшими (от одной до 5 единиц техники) автопарками. Другие же клиенты - крупный и средний бизнес - практически не меняли своего поведения на данном рынке.

Что же касается самих компаний, которые наполняют рынок мониторинга предложениями - их также затронули тенденции, имеющие место быть на данном рынке услуг. Речь идет о тенденции повышения качества услуг, а также - комплексности предоставления услуги мониторинга. С течением времени клиенты, приходящие в нашу компанию, испрашивают все более и более сложные решения, которые позволяют реализовать в системе мониторинга тот обширный потенциал, который закладывает производитель оборудования. Еще одним ярким трендом является постепенное выдавливание мелких игроков более крупными компаниями-интеграторами. По совокупности этих факторов, мелкие фирмы, которые осуществляют только продажу и установку оборудования, а также дают доступ в ПО для мониторинга - отходят на второй план, так как эти фирмы не имеют ни подменного парка оборудования, не проводят тестирование новинок, поступающих на рынок; не содержат в своем штате программистов, которые могли бы помочь клиенту получить максимальный эффект от использования ПО; не имеют опыта и связей непосредственно с производителями оборудования. Излишне говорить, что за подобными компаниями нет никакой перспективы, и рынок объективно показывает: все больший и больший вес набирают именно компании-интеграторы. Именно они могут позволить себе сопровождение крупных клиентов, реализацию сложных, комплексных решений. В качестве примера можем привести проект, над которым работают наши специалисты в настоящее время - речь идет о проекте интеграции всей транспортной системы города в единую информационную систему, позволяющую контролировать в online-режиме работу всех маршрутных транспортных средств, а также прогнозировать время прибытия маршрутных транспортных средств на остановки. Нелишним будет добавить, что проекты подобного рода можно в масштабе всей России пересчитать по пальцам.

Еще одним немаловажным фактором, предопределяющим развитие отрасли спутникового мониторинга в Красноярске и Красноярском крае является постепенное наращивание роли Регионального Навигационного Центра (?), который в ближайшем будущем будет получать данные со всех транспортных средств, в обязательном порядке оснащенных системами мониторинга, и будет координировать и регулировать деятельность различных служб в случае возникновения внештатных ситуаций с транспортными средствами, находящимися под опекой РНИЦ. Для конечных пользователей это означает одно - при выборе компании, в которой будет осуществляться мониторинг, необходимо выбрать ту компанию, которая наладила информационный обмен с РНИЦ и сможет обеспечить своевременное оповещение соответствующих инстанций в случае возникновения внештатных ситуаций - например, при срабатывании датчика аварии, при нажатии тревожной кнопки водителем и т.д.

Успехи и перспективы рынка спутникового мониторинга, какими видим их мы - в продолжении данной статьи. (ссылка)

Сергей Карташов