Красноярский рынок мониторинга транспорта: современное состояние, успехи, перспективы. (Часть 2)

В первой части этой статьи (ссылка) мы уже подробно осветили состояние рынка спутникового мониторинга, а также основные тенденции, влияющие на его участников. В продолжении хотелось бы несколько слов сказать об успехах рынка, которые наметились в первой половине (а точнее, с зимы и до конца лета) текущего года.

Первым успехом стала достаточно ощутимая стабилизация на рынке производителей устройств мониторинга. Конечно, на рынке каждые несколько недель появляются новые приборы мониторинга - однако при этом и компании-интеграторы, и крупные клиенты ориентируются уже больше на проверенные и технически зарекомендовавшие себя решения. Новые приборы, которые регулярно выпускаются на рынок - в основе своей, ориентированы в первую очередь на низший ценовой диапазон - ввиду того, что их функционал не позволяет им достичь уровня приборов среднего ценового сегмента. В свою очередь, из приборов среднего ценового диапазона (по нашему опыту) наилучшим образом зарекомендовали себя приборы производства НПО "ГалилеоСкай": за первое полугодие эта компания достигла превосходного качества своей продукции, вследствие чего все больше и больше конечных пользователей системы спрашивают именно "Галилео". Также, перспективными остаются приборы "Naviset", разработанные и производимые НПО "СибСвязь".

Вторым успехом отрасли Глонасс\GPS мониторинга в Красноярске является, на наш взгляд, повышение значимости системы мониторинга как многопрофильного инструмента оптимизации производственного процесса и снижения издержек. Если раньше целью установки системы мониторинга была банальная слежка за сливами топлива, то сейчас на первый план выходит даже не столько выявление сливов, сколько интеграция системы мониторинга в логистическую систему для управления всем автопарком, прогнозирования и планирования логистических цепей. Также, все больше наших клиентов начинают использовать возможности системы по аналитике потребления топлива, управлению эффективностью автопарка за счет выявления зон высоких издержек, в конечном итоге - все больше клиентов делают систему спутникового мониторинга частью системы снижения издержек на своем предприятии.

Наконец, нельзя не упомянуть про успехи рынка в области программного обеспечения и программных продуктов. Системы мониторинга выходят за рамки стационарного компьютера - теперь определить местоположение своего автопарка руководитель может из любой точки земного шара. Лидеры рынка систем мониторинга регулярно обновляют и развивают свое программное обеспечение, постоянно расширяя его функционал и удобство для пользователя.

Что же касается перспектив рынка - то можно отметить следующие тенденции, которые появились и развивались с начала 2013 года:

Первая тенденция - в процесс применения спутниковых систем мониторинга все больше и больше вовлекаются представители сельскохозяйственной отрасли.

Вторая тенденция - в повышении интереса к системам видеонаблюдения, базирующимся на системе мониторинга. Видеонаблюдение при этом может быть реализовано различными техническими средствами - от портативного видеорегистратора до стационарной вандалозащищенной видеокамеры с видеорегистратором - но клиенты все больше хотят видеть "живой" снимок с машины вместе с построенными в программном продукте графиками и аналитикой.

Третья тенденция, которую необходимо зафиксировать - это тенденция к вытеснению неэффективной продукции стабильными аналогами. Эта тенденция уже отмечалась выше, и, говоря о перспективах отрасли в Красноярске и крае - нельзя не отметить, что именно этого и следует ожидать на рынке оборудования мониторинга.

Четвертая тенденция, которую мы зафиксировали - повышение гибкости систем мониторинга для адаптации к совершенно различным задачам. Системы мониторинга будут переноситься и на стационарные объекты. Также, в отдаленной перспективе нас ожидают трекеры для домашних животных (напомним, сейчас уже существуют и распространенытрекеры для пожилых людей и детей). Более активно будет развиваться рынок трекеров для детей.

Пятая тенденция, которая пока что только зарождается: в прессе уже несколько раз появлялась информация о планируемом к 2020 году обязательном оснащении всех транспортных средств системами Глонасс; тенденция заключается в подготовке к предстоящему оснащению автомобилей блоками мониторинга. При этом, можно прогнозировать отсутствие существенного ажиотажа, который мы наблюдали вокруг тахографов, а также появление широкого ассортимента блоков мониторинга с минимальным функционалом (это произойдет после обнародования технических требований к блокам мониторинга, устанавливаемым на автотранспорт).

Сергей Карташов